ХІІ Международном конкурс имени А.С. Макаренко
Положение о ХІІ Международном конкурсе
имени А.С. Макаренко
1. Общие положения
Конкурс учреждён в 2003 году
Автономной некоммерческой организацией «Редакция «Народное образование» и Международной Макаренковской ассоциацией в ознаменование 115-летнего юбилея великого педагога ХХ столетия. Макаренковские мероприятия в регионах проводятся ежегодно 13 марта — в день рождения А.С. Макаренко. Международный конкурс — 1-го апреля — в День памяти великого педагога.
Официальный регламент ежегодно публикуется в журнале «Народное образование». В мероприятиях конкурса могут участвовать образовательные учреждения, детско-взрослые творческие, воспитательные и учебные коллективы, детские творческие коллективы с педагогами и руководителями, исследователи, специалисты, педагоги и учащиеся.
В рамках конкурса рассматриваются: успешные социальные проекты, опыт и достижения социальных предпринимателей, практики продуктивного и производственного воспитания, организации научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности, опыт и достижения детско-взрослых коллективов (заочно), научно-исследовательские работы и разработки учёных и педагогов (заочно), индивидуальные и групповые работы учащихся любых жанров и направлений по тематике Макаренковских чтений.
2. Цели и задачи Конкурса
- Актуализация педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях, развитие Макаренковского педагогического движения.
- Развитие и сопровождение практик социального предпринимательства.
- Развитие и сопровождение педагогической инноватики, преодоление имитационных практик.
- Создание условий для реализации права ребёнка на добровольный и привлекательный для него труд.
- Выявление, поддержка и распространение систем, практик и технологий воспитания, опирающихся на социальное предпринимательство, производственную занятость детей и молодёжи.
- Выявление, поддержка и распространение успешного опыта самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, создания школьных предприятий и производств, развития учебно-производственной инфраструктуры.
- Поддержка и развитие научно-технической, исследовательской и проектной деятельности детей и молодёжи, распространение успешного опыта интеграции различных форм продуктивной занятости
- Выявление и распространение опыта правильного юридического оформления приносящей доход деятельности, положительной практики ведения бухгалтерского и налогового учёта.
- Содействие развитию общественных и государственных институтов и инициатив, законодательных норм и социальных технологий, обеспечивающих продуктивную занятость детей и молодёжи.
- Создание условий для обмена опытом успешной внебюджетной деятельности между образовательными учреждениями.
3. Научно-практическая конференция
В рамках конкурса проводится ежегодная научно-практическая конференция — «Макаренковские чтения», основная цель которых — организация взаимодействия теории и практики эффективного воспитания.
К участию в Макаренковских чтениях приглашаются коллективы и специалисты. Предложения по организации дополнительных секций, круглых столов, мастер-классов необходимо представить в оргкомитет до 15.03.14.
В процессе работы будут подведены итоги всероссийских заочных конкурсов.
По результатам работы будет издан альманах «Макаренко» с лучшими статьями, докладами и конкурсными работами. Материалы по тематике чтений (объёмом до 30 000 знаков) направляются в Оргкомитет не позднее 15.03.14.
В рамках Макаренковских чтений проводятся курсы повышения квалификации для директоров школ и их заместителей по тематике социального проектирования, социального предпринимательства, интегрального образования и педагогической инноватики.
4. В рамках Конкурса проходит заочный конкурс. См. темы в приложении № 1.
5. Попечительский совет Конкурса
5.1. Попечительский совет создаётся для содействия в реализации целей и задач Конкурса и для надзора за расходованием средств, привлекаемых на организацию и проведение Конкурса.
5.2. В Попечительский совет Конкурса приглашаются представители общественных и государственных организаций, готовые содействовать развитию воспитания на основе продуктивной занятости детей и молодёжи.
6. Учредители и организаторы Конкурса
6.1. Конкурс предусматривает открытое учредительство. Постоянными учредителями Конкурса являются:
- АНО «Издательский дом «Народное образование»;
- Международная Макаренковская ассоциация;
- Российская Макаренковская ассоциация;
- Российская Академия Образования
- Министерство образования и науки РФ;
- Российское Педагогическое общество;
- Семья (наследники) А.С. Макаренко.
6.2. Соучредителем очередного финала Конкурса становится любое физическое или юридическое лицо, предоставившее площадку, организационные услуги для проведения Конкурса или внёсшее существенный вклад в формирование Наградного фонда Конкурса.
6.3. Совет учредителей состоит из одиннадцати членов. В него входят представители постоянных учредителей конкурса и соучредителей, сделавших взнос в Наградной фонд Конкурса в текущем году.
Совет учредителей:
- утверждает условия проведения Конкурса и критерии оценки деятельности участников;
- утверждает состав Экспертной комиссии Конкурса;
- утверждает размер и формы вознаграждения победителям Конкурса.
6.4. Организаторы Конкурса.
Постоянными организаторами Конкурса являются Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Народное образование», Международная Макаренковская ассоциация и Российская Макаренковская ассоциация (e-mail: nakonkursmakarenko@yandex.ru).
Соорганизатором Конкурса 2014 года является Полтавский национальный педагогический университет. А также организации, готовые внести существенный организационный вклад в его проведение. Организаторы Конкурса назначают исполнительную дирекцию для подготовки и проведения Конкурса, обеспечивают условия для её деятельности; разрабатывают условия проведения Конкурса.
6.5. Исполнительная дирекция Конкурса:
- осуществляет организационную работу по проведению Конкурса;
- создаёт Экспертную комиссию Конкурса, определяет порядок её деятельности, организует экспертизу деятельности участников на основе представленных документов и конкурсных презентаций;
- разрабатывает критерии оценки деятельности образовательных учреждений и выполнения конкурсных заданий;
- осуществляет подготовку необходимой для проведения Конкурса документации;
- принимает и рассматривает конкурсные заявки в соответствии с настоящим Положением;
- осуществляет работу по формированию бюджета Конкурса;
- организует информационную поддержку Конкурса.
6.6. Организаторы и Исполнительная дирекция Конкурса обязаны:
- создать равные условия для всех участников Конкурса;
- обеспечить гласное проведение Конкурса;
- соблюдать конфиденциальность сведений о промежуточных и окончательных результатах Конкурса до даты официального объявления его результатов.
7. Бюджет Конкурса
7.1. Бюджет Конкурса формируется из:
- организационных взносов участников;
- благотворительных взносов;
- учредительских взносов;
- целевых взносов на проведение Конкурса.
7.2. Для сбора средств на организацию Конкурса и формирования Наградного фонда используются расчётные счета организации, выполняющей обязанности исполнительной дирекции Конкурса, если иное не предусмотрено решением учредителей.
7.3. Основная часть средств, собранных на нужды Конкурса (не менее 80% от общего бюджета Конкурса), предназначена для формирования Наградного фонда.
7.4. Сумма расходов на организационные и информационно-рекламные мероприятия не должна превышать 20% от общего бюджета Конкурса.
7.5. Средства, не истраченные на проведение Конкурса до конца отчётного периода, используются на организацию Конкурса в следующем году.
8. Участие в Конкурсе
8.1. В Конкурсе участвуют образовательные учреждения любой организационной формы, детско-взрослые коллективы разного профиля, научно-исследовательские работы и разработки учёных и педагогов, индивидуальные и групповые работы учащихся любых жанров и направлений по тематике Макаренковских чтений2.
8.2. Для участия в Конкурсе необходимо:
- направить в адрес Организатора заявку на участие в свободной форме и комплект конкурсных материалов;
- предложить собственную программу или форму поддержки и развития Макаренковского педагогического движения.
9. Заявки на участие в Конкурсе
9.1. Образовательное учреждение оформляет заявку на участие в Конкурсе в свободной форме и прилагает к ней комплект конкурсных материалов.
9.2. Комплект конкурсных материалов может содержать:
- краткую характеристику образовательного учреждения;
- описание концептуальной модели обеспечения производственно-воспитательного процесса;
- документы, отражающие реальную внебюджетную финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения;
- производственно-воспитательный бизнес-план.
9.3. Текст заявки и другие материалы заверяются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя образовательного учреждения и предоставляются на бумажных и электронных носителях (Word, на USB-флешь-карте или по электронной почте).
9.4. Заявка присылается по адресу организатора Конкурса: 109144, Москва, ул. Люблинская, 157, корпус 2; e-mail: nakonkursmakarenko@yandex.ru, narodnoe@narodnoe.org.
9.5. Заявки на участие в Конкурсе проверяются исполнительной дирекцией на соответствие целям и задачам Конкурса и передаются экспертам для оценки.
9.6. Материалы и документы, представленные на Конкурс, не возвращаются. Наиболее интересные материалы публикуются в журналах «Народное образование», «Школьные технологии», «Сельская школа», «Воспитательная работа в школе», «Социальная педагогика».
10. Экспертная комиссия Конкурса
Экспертная комиссия Конкурса — группа специалистов, осуществляющая оценку представленных на Конкурс документов и материалов, определяющая победителей в первом и втором турах Конкурса.
В состав Экспертной комиссии входят руководители образовательных учреждений, занявших призовые места на предыдущих конкурсах , специалисты в области экспертизы образования, видные педагогические деятели.
11. Мероприятия Конкурса и оценка достижений участников
11.1. Конкурс организуется в два тура.
Первый — отборочный — тур проводится заочно на основе представленных документов и материалов. Победители первого тура Конкурса определяются до 15 марта текущего года и приглашаются на финал Конкурса.
Второй — финальный — тур проводится очно с 1-го по 5-е апреля. Во втором туре определяются участники, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места в Конкурсе, а также победители в отдельных номинациях.
В первый день финала проводится установочная сессия участников Конкурса и открываются Макаренковские чтения.
Объявление результатов и награждение победителей происходят на итоговой сессии Конкурса и Макаренковских чтений.
11.2. Финальный тур Конкурса проводится в форме мастер-классов участников в ходе Макаренковских чтений по трём аспектам деятельности:
- воспитание и производство;
- обучение и производство;
- финансово-хозяйственная деятельность образовательного учреждения.
Участники представляют свою деятельность и её результаты, защищают хозяйственно-педагогические проекты, обосновывают и доказывают научно-практическую состоятельность своей организации дела, отвечают на вопросы участников, экспертов и зрителей.
11.3. Оптимальный состав делегации участников — 3 человека: руководитель (заместитель), мастер-наставник, учащийся.
11.4. Экспертная комиссия Конкурса рассматривает содержательные аспекты представленных материалов и выступлений участников.
Оцениваются:
- постановка производственного воспитания и качество продуктивной занятости учащихся;
- интеграция продуктивной занятости учащихся и учебного процесса;
- реализация педагогических идей А.С. Макаренко в воспитании и обучении;
- организация внебюджетной деятельности и качество её педагогического, юридического и планово-экономического обеспечения;
- учебно-производственная инфраструктура образовательного учреждения, создаваемая за счёт собственных средств;
- предпринимательские проекты и их реализация (в форме защиты);
- учебные предприятия и другие формы деятельности образовательного учреждения, направленные на обеспечение занятости детей и молодёжи делом;
- мастер-классы для участников Конкурса и Макаренковских чтений;
- другие аспекты деятельности образовательного учреждения, предлагаемые участником для рассмотрения.
Формализованный набор критериев оценки деятельности участников обсуждается и принимается участниками финала на установочной сессии.
11.5. По результатам заочного тура Конкурса отбираются образовательные учреждения — финалисты конкурса им. А.С. Макаренко. В адрес учреждений, прошедших отборочный тур, направляется приглашение на участие в финале конкурса. Финалисты конкурса претендуют на 1-е, 2-е и 3-е места в Конкурсе и на специальные награды, учреждённые государственными и общественными организациями, российскими и международными фондами, российскими предпринимателями.
12. Результаты Конкурса и награждение победителей
12.1. Победители определяются Экспертным советом Конкурса.
12.2. По итогам Конкурса организуется серия публикаций в периодических СМИ.
12.3. Победители, занявшие первые три места, получают призы в денежной или имущественной форме, что определяется Учредителями Конкурса. Размер вознаграждений участникам и порядок их вручения определяются исходя из бюджета Конкурса.
12.4. Попечители и учредители Конкурса, российские предприниматели и другие заинтересованные лица имеют право учреждать собственные — специальные — вознаграждения для образовательных учреждений — Участников Конкурса, для руководителей образовательных учреждений и педагогов-организаторов.
Перечень номинаций специальных премий и призов объявляется в начале финала Конкурса. Победители в таких номинациях определяются учредителем специального вознаграждения.
тематика конференции находится в стадии формирования.