«Осторожно – сказка...»
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Лицей № 25»
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
«Осторожно – сказка...»
Это ещё не сказка, но сейчас она
начнётся...
Г.Х.Андерсен
Уважаемые коллеги!
Мы приглашаем вас принять участие вместе с ребятами в нашем проекте. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы обеспечить развитие у учащихся способностей ориентироваться, быть социально адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем. Работая с ребятами над заданиями проекта, вы сможете организовать деятельность учащихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности в соответствии с целями гуманитарного образования: воспитание через систему предметов гуманитарного цикла духовно богатой, нравственно-ориентированной личности, человека, уважающего традиции и культуры других народов; повысить уровень духовно-нравственной культуры учащихся; приобщение их к ценностям национальной и мировой художественной культуры; овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, а также развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности; совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, формирование способности к социальной адаптации и социальной мобильности в условиях постоянно меняющегося мира.
Работа над заданиями проекта даст вашим ученикам возможность совершенствовать круг УУД.
В плане формирования личностных УУД у учащихся формируются
- ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательных интересов для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения;
- нравственно – этическая ориентация через умение давать оценку усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств.
В плане формирования регулятивных УУД ученик получит возможность научиться
- выделять учебную задачу и самостоятельно планировать собственную деятельность, направленную на достижение конечного результата;
- контролировать способы своих действий и качество конечного результата;
- своевременно корректировать способы своих действий и конечный результат;
- самооценке уровня своих знаний и умений.
В плане формирования познавательных общеучебных УУД ученик получит возможность научиться
- проводить целенаправленный поиск информации в источниках различного типа в том числе с помощью компьютерных средств, критически оценивать ее в соответствии с адекватно поставленной целью,
- осмысленно проводить рефлексию; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм для их решения путем творческого и поискового характера.
В плане формирования познавательных логических УУД
ученик получит возможность научиться:
- развернуто обосновывать свою позицию с приведением аргументов,
- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- обобщать и составлять целое из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов.
В плане формирования коммуникативных УУД:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и другими членами команды – определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- ставить вопросы, осуществляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управлять поведением партнера – контролировать, корректировать, оценивать его действия.
В плане формирования предметных УУД
ученик получит возможность научиться
- оценивать поступки героев в соответствии с нравственно-этическими категориями;
- строить речевое высказывание на лингвистическую тему в соответствии с заданным стилем и типом речи.
В плане формирования метапредметных УУД:
- организовывать учебную деятельность по приобретению новых знаний, их применению в новой ситуации;
- умение самостоятельно осваивать, пополнять и интегрировать информацию;
- навыки сотрудничества и самоорганизации;
- умения и навыки использования ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к рефлексии.
АВТОРЫ ПРОЕКТА:
Ланщикова Елена Александровна, учитель литературы высшей квалификационной категории БОУ г. Омска "Лицей 25";
Кучукова Гульнара Наримановна, учитель обществознания высшей квалификационной категории БОУ г. Омска,"Лицей 25";
Бурова Ирина Михайловна, учитель 1 квалификационной категории, учитель информатики
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТА при участии
Дубковой Марии Викторовны, учителя информатики БОУ г. Омска "Лицей 25"
КООРДИНАТОРЫ ПРОЕКТА:
Бурова Ирина Михайловна, учитель 1 квалификационной категории, учитель информатики;
Дубкова Мария Викторовна, учитель информатики БОУ г. Омска "Лицей 25".
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: литература, риторика, обществознание, информатика
ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: учащиеся 3 – 6 классов (участие командное, состав команды – 6 человек)
ЦЕЛИ ПРОЕКТА: Приобщение обучающихся к общечеловеческому наследию нравственных ценностей посредством мировой литературной сказки.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Ознакомление с понятиями общечеловеческих ценностей, одинаково важных для всех людей, нравственности, внутренней красоте человека.
- Обучение выделению сути поступков (явлений) для развития навыков создания аргументированной речи.
- Воспитание у обучающихся способности к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни.
- Демонстрация значимости оптимистического взгляда на события, которые происходят в жизни.
- Создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Сказка по предложенному началу с героями - членами команды (члены команды должны «внедриться» в сказку)
ЧТО ОЖИДАЕТ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА? Исследовательская и поисковая работа, создание творческой работы, решение литературных задач.
ВОПРОСЫ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ:
Основополагающий вопрос
- Как сделать настоящее добрым?
Проблемные вопросы:
- Почему взрослые сочиняют сказки?
- Как оказать противодействие злу?
- Что человечество ценит больше всего?
- Что такое добро?
- Как отличить добро от зла?
- Всегда ли добро побеждает зло?
- Нужно ли отвечать добром на зло?
- Должно ли добро «быть с кулаками»?
Учебные вопросы:
- Как написать сказку по предложенному началу?
- Что общего в сказках авторов разных стран?
- Что нового в жизни открывают читателю литературные сказки народов мира?
- Что такое человечность?
- Кого называют добрым?
- Кого называют злым?
- Что делать, чтобы стать добрым?
- Как звучит «золотое правило морали»?
- Что является злом (или добром) – человек или его поступки?
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА: 17.01.13 - 10.03.13
Сайт проекта: https://sites.google.com/site/skazki2012/
E-mail: skazki2012@gmail.com
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
Регистрация участников (17.01.13 – 20.01.13)
1этап: «Вы поедете на бал?» (21.01.13 – 27.01.13)
Участники получат пригласительный билет в сказку и должны будут создать презентацию по предложенной литературной задаче.
2 этап: «Сказочное угощение для Праздника Двадцати Четырех» (28.01.13 – 03.02.12)
Команды попытаются воссоздать старинный рецепт удивительно сказочного торта для друзей.
3 этап: «Вместе с ветром по дорогам сказки» (04.02.13 – 15.02.13)
Участники, отвечая на вопросы по сказкам писателей, попытаются восстановить прогноз сказочной погоды и немного "поколдуют", совершая добрые дела.
4этап: «О чём рассказала тайна кривых зеркал?» (16.02.13 – 23.02.13)
Участникам проекта предлагается, решая литературную задачу, отделить добрые и
злые поступки героев сказок,"поколдовать" с волшебными предметами, совершая добрые дела.
5 этап: «В гости к Сказке» (24.02.13 - 04.03.13)
На этом, заключительном этапе проекта, участники попытаются сами стать сказочниками и дописать сказку по предложенному началу, «внедрившись» в нее.
Подведение итогов — 05.03.13–10.03.13
Все участники проекта будут награждены сертификатами участников, победители почетными грамотами, а лауреаты — дипломами.